Церковные древности в фотографиях Х1Х века.

По коллекции архитектурной фотографии Музея Архитектуры им. А.В. Щусева.
Рогозина М.Г. зав. сектором от. фототеки ГНИМА им. А.В. Щусева.

Годом появления фотографии считается 1839 год, когда во Французской академии было обнародовано изобретение Дагера -- фиксация изображения на металлической пластине при помощи солнечных лучей (дагератипа). Фотосъемка архитектурных объектов выделилась, как особый жанр, почти сразу с изобретением фотографии, тогда же появились фотографы, отдающие предпочтение именно архитектурному фотожанру. Хотя большинство из сохранившихся дагератипов это портреты, имеются работы и в других жанрах. В коллекции дагератипов Государственного Исторического музея хранятся четыре интереснейших пластинки, изображающие скульптуры апостолов для Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Скульптуры сфотографированы в мастерской, где происходило их изготовление. Дата съемки 1849 или 1850 годы, то есть эти изображения являются самыми ранними из известных снимков произведений церковного искусства в России.\1
Фотографические изображения церковных древностей (именно древностей, а не новых произведений) известны с конца 1850-х годов. В конце 1850-х годов русская публика познакомилась с фотографиями, сделанными Севастьяновым в Палестине.\2 Появление фотографических снимков Святой земли и ее древних святынь, оказало большое влияние на развитие русской фотографии. В документах Военно-исторического архива можно прочесть, что в 1858 –1859 гг. Ю.П. Львов производил съемку древностей Новгорода и Старой Ладоги, и альбом с этими снимками были переданы в архив Св. Синода. К сожалению, это интереснейшее произведение ранней фотографии не сохранилось, но сохранился другой ценнейший фотоальбом, сделанный несколько позднее, но при участии Львова. Это «Альбом видов и древностей новгородских, снятых фотографами генерального штаба в 1862 году»./3. Из материалов Военно-исторического архива стало известно, что инициатором работы был генерал М.П. Руднев, проводивший топографическую съемку Новгородской губернии. Он живо интересовался фотографией и мечтал о ее широком использовании. М.П. Руднев предложил преподнести императору Александру П альбом с новгородскими древностями во время празднования открытия памятника Тысячелетия России. Программу альбома составил Ю. Львов, а работы были проведены фотографами топографического бюро генштаба П. Щербаковым и К. Низовским летом 1862 года. В альбоме имелось 36 листов с фотографиями. Они почти все посвящены церковным древностям. Были сфотографированы наиболее известные древние храмы и монастыри Новгорода и его окрестностей. Мастера кроме общих видов древних построек иногда снимали их наиболее выдающиеся детали (Сегтунские двери Софийского собора) и древние реликвии, хранящиеся в храмах и монастырях: митрополичья шапка (здесь названная княжеской), грамота кн. Мстислава и пр. Есть в альбоме и изображения фресок, но сделанные не со стенной живописи, а с прописей, т.к. в 1862 году еще не научались фотографировать в затемненных интерьерах храмов. Через десять лет это уже стало технически возможным.
В 1872 году была создана еще одна интересная серия снимков древностей: Дмитрий Гаврилович Биркин проводил съемку киевских святынь. Общее количество снимков, сделанных в 1872 году Д.Г. Биркиным неизвестно, в Музее архитектуры хранится 17 фотографий, на которых можно видеть Софию Киевскую, Десятинную церковь, Киево-Печерскую лавру, Михайловский Златоверхий, Выдубицкий и Братский монастыри и другие объекты древнего Киева. Кроме внешних видов в этой серии имеются и интерьеры: внутренний вид Софийского соборы и рака Св. Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре. Это первые из известных снимков, сделанных в интерьерах не только киевских храмов, а во всей России. В Софийском соборе еще сохранялся двухъярусный иконостас ХУШ века и росписи начала Х1Х века, можно сказать, что фотограф зафиксировал ее в первозданном состоянии, когда в нее «еще не ступала нога реставратора». Интересна сама личность автора съемки. Д.Г. Биркин также как и М.П. Руднев был генералом, военным инженером, занимался строительством военных крепостей, но одновременно с этим он был довольно известным фотографом. Формально профессионалом в фотографии генерала Биркина назвать нельзя, но работы его были сделаны на высочайшем уровне. Д.Г. Биркин был одним из основателей первого общественного объединения русских фотографов – Пятого светописного отдела Императорского Русского технического общества.
Новгородский альбом или съемка киевских древностей Д.Г. Биркина, представляют серии фотографий, которые можно отнести к жанру съемки церковных достопримечательностей. К концу Х1Х века этот жанр стал довольно-таки распространенным, частично сменил литографические и лубочные картинки с видами городов, храмов и монастырей. Довольно много известных фотомастеров в 1870-е-1880-е годы снимали виды русских городов. Среди таких мастеров можно назвать М. Настюкова,\4 ездившего по разным местам (известны его снимки Нижнего Новгорода, Владимира, Киева и других городов), или А. Шмита, жившего в Костроме и снимавшего виды родного города. Фотографы делали большие отпечатки (чаше всего 24х30 и 30х40 см), наклеивали на картонные паспарту, часто с золотым теснением и с фамилией и регалиями мастера, и продавали свои работы всем, кто желал иметь вид города или его достопримечательности на память. К сожалению работы многих мастеров разрознены по различным архивам и их трудно объединить, а часто невозможно идентифицировать.
К началу ХХ века дорогостоящие фотографии были почти полностью вытеснены видовыми открытками, где виды городов воспроизводились полиграфическим способом, большими тиражами, но часто невысокого качества.
В конце Х1Х века появился способ перевода фотоизображения в полиграфические – фототипии. Способ достаточно дорогой и трудоемкий, но дающий прекрасное качество печати. Первым примером печати большой серии фототипий архитектурных видов и широкой продажи последних могут служить так называемые «Найденовские альбомы». Изображения в Альбомах выполнены в технике фотогравюры или фототипии, что достаточно близко по технологии.. На каждом листе фототипии указано "Шерер, Набгольц и Ко". В 1860-1890 годы это была крупнейшая фотографическая, а с начала 1880-х годов фототипическая фирма Москвы. Она исполняла многие заказы по архитектурной съемке Москвы и Подмосковья. Первым владельцем фирмы был А. Бергнер, а с 1862 года ей владели М.Н. Шерер и Б.И. Набгольц. Они фотографией почти не занимались, а имели штат фотографов, среди которых были А.И. Мей и Шиндлер. С 1868 года последние арендовали фотоателье, а к 1870 году фирма была продана ее владельцами Альберту Ивановичу Мею с условием: не менять название, что, и было выполнено. Наиболее известной работой фирмы было создание «Найденовских альбомов». Выдвинул идею альбомов с видами московских древностей, составил программу и взял на себя материальное обеспечение Н.А. Найденов, известный московский купец, предприниматель, общественный деятель, меценат и прекрасный знаток Москвы. Всего альбомов была 14, но исключительно церковной тематике посвящены 4 альбома: «Москва. Соборы, монастыри и церкви. Снимки 1881, 1882, 1883 гг.» в четырех частях (Часть 1. Кремль и Китай-город. Часть 2. Белый город. Часть 3. отд. 1. Земляной город. Часть 3 отд. 2. Замоскворечье. Часть 4. Внутри камер-коллежского вала). Церковные «Найденовские альбомы» включали изображения всех московских церквей, существовавших в городе на момент съемки (1880-1884 гг.). Каждой церкви отводился один снимок. Древность или культурная или историческая ценность не учитывалась, каждому храмы было посвящено одно изображение. Съемку для "Найденовских альбомов" проводили четыре или пять человек, но имена их не сохранились. Руководил фотографами, а, может быть, делал большую часть фоторабот, А.И. Мей вместе с сыном. Альбомами в Х1Х веке часто называли папки с вложенными в них отдельными листами, и большинство экземпляров Найденовских альбомов таковы. Но были и специальные подарочные экземпляры, которые переплетались в роскошные переплеты с золотым теснением.
Фирмой "Шерер, Набгольц и Ко" в 1883 году был сделан фотоальбом, посвященный храму Христа Спасителя. В него входило 100 фотографий (не фототипий) с видами храма, его проектов, стенописи, икон иконостаса и скульптурой. Создание альбома было приурочено к освящению храма, и является характерным примером съемки для торжественного случая. Эта съемка по своим задачам смыкается с фотографированием самих торжеств.
Самой ранней из известных снимков церквей в связи с крупными историческими событиями был сделан, по-видимому, есаулом кубанского казачьего войска Александром Рыльским, первым профессиональным фотографом на Кубани. На снимке запечатлен Торжественный молебен в честь окончания Кавказской войны в октябре 1864 года на площади перед Воскресенским собором в Екатеринодаре. На фотографии видны русские войска, стоящие каре вокруг собора. Экземпляры, имеющиеся в нескольких архивах, а также в Музее архитектуры, это репродукции 1908 года со снимка 1864. Подлинное фото пришло к началу ХХ века в плохое состояние и было переснято по решению Кубанского фотографического общества, как наиболее ценный снимок по истории Кубанского края. История этого фотоснимка была установлена сотрудницей Московского дома фотографии Ирина Чмырева./5. Можно считать фотографию Рыльского одним из первых репортажных снимков с церковным сюжетом.
К таким же репортажным снимкам можно отнести съемку во время коронаций. В Музее архитектуры имеется ряд снимков, относящихся к коронации императора Николая П в 1896 году. Это выход из келий Чудова монастыря, шествие около колокольни Ивана Великого, но нет ни одной фотографии в кремлевских соборах. На съемку обрядов происходивших в Успенском соборе был наложен запрет, и везде публиковались только рисунки этих событий. Другим взглядом на церковные древности был взгляд исследователя, историка искусства, архитектора. Ведущим мастером в жанре научной архитектурной фотографии был Иван Федорович Барщевский, который целью своего творчества поставил изучение русских древностей и знакомство с ними широкой публики, а также помощь ученым, реставраторам и архитекторам. \6. И.Ф. Барщевским был выработан метод съемки памятника архитектуры, которым пользуются фотографы и сейчас. Мастер снимает здание с различных наиболее выигрышных точек, потом делается съемка частей фасада, далее интерьер и его детали, все заканчивается фотографированием декора стен и утвари, наполняющей интерьер. Работы Барщевского не однообразны, т.к. для каждого объекта он находил особую точку съемки, показывающую всю красоту и своеобразие постройки. С 1882 по 1896 год фотограф объездил всю центральную Россию, те места, что в последствии нахвали «Золотым кольцом» и сделал 2717 снимков. Он снимал в Ярославле, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Новгороде, Пскове, в поволжских городах, в Крыму и на Кавказе. Барщевский не работал только в северных губерниях. Эти районы обследовал Владимир Васильевич Суслов, крупный исследователь и реставратор древнерусской архитектуры. Он для своих научных нужд занялся фотографией и стал одним из первых архитектуроведов, работавших как архитектурный фотограф. Его снимки, сделанные в Архангельской и Олонецкой губерниях, хранятся в фонде Императорской Археологической комиссии в Институте Материальной культуры в С-Петербурге.\7. Работая в центральных регионах России, В.В. Суслов привлекал для фотосъемки И.Ф. Барщевского, так как, по-видимому, исследователю трудно было соединить работы по обследованию памятников с фотофиксацией последних. И.Ф. Барщевского привлекали для совместных работ исследователи древнерусского искусства и архитектуры А.М. Павлинов и Н.В. Султанов. Коллекция фотоснимков И.Ф. Барщевского дает представление об уровне знаний и направленности интереса ученых конца Х1Х века. К научной съемке можно отнести прекрасную серию снимков, сделанных фотографом М.П. Волковым во время обследования Крутицкго подвория в 1900 году. Серия из фото была выполнена по заданию Императорского Московского археологического общества и была одна из наиболее живописных архитектурных фотосерий своего времени. \8.
Несколько по-другому, но тоже с научной точки относился к церковным древностям фотограф Максим Петрович Дмитриев.\9. Он почти всю жизнь провел в Нижнем Новгороде. Съемке этого города и реки Волги Дмитриев посвятил все свое творчество. Он снимал портреты горожан, городские сценки, колоритные типажи. Делал острые социальные репортажи о жизни Поволжья, создал этнографические и географические серии снимков. Снимая церковную архитектуру, Дмитриев относился к ней, как к части ландшафта, историко-культурной ценности, и реже как художественному произведению или как к святыне.
Церковные древности, снимаемые как святыни, фотографы, работавшие в фотомастерских при монастырях. Таких мастерских было довольно много\10, в них производились работы для разных нужд, в том числе и архитектурная съемка. Известно, что в русской миссии в Палестине жил монах Тимон, имевший послушание фотографировать виды Святой земли для продажи фотографий паломникам.\11.
В Музее архитектуры хранится пять фотоснимков, имеющих штемпель Фотографии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Эти снимки в 1899 году были преподнесены в дар кому-то архимандритом Вениамином, о чем говорит надпись на паспарту. На фотографиях представлены общий вид Воскресенского собора и его интерьеры: Центральный иконостас храма, ковуклия, гольгофа, интерьер шатра – наиболее значимые и священные места Воскресенского Ново-Иерусалимского храма. Эти и подобные им сюжеты были популярны и часто повторяемы в монастырских фотомастерских.
В конце Х1Х века складываются и первые коллекции фотографий церковных древностей. Во-первых, это была коллекция, хранившаяся в архиве Св. Синода. Она сейчас хранится в Историческом архиве С.-Петербурга и Библиотеке Академии наук в С.-Петербурге. Собирались фотоколлекции и церковными музеями. Фотоархив Палестинского общества в наши дни находится в фонде Музея истории религии в С.-Петербурге. Собирательством фотографий русских древностей, большую часть из которых составляли церковные, занимались археологические и архитектурные общества Петербурга, Москвы и других городов, а также архивные комиссии, крупные библиотеки и учебные заведения. Фонд Музея Архитектуры собирался из многих составляющих, но главной и наиболее ранней частью коллекции было собрание Императорского Московского Археологического общества. При обзоре истории фотосъемки церковных древностей автор в основном описывал материалы Музея архитектуры, поэтому в статье указывается только местонахождение фотоматериалов, когда привлекаются данные других фотоархивов. Статья проиллюстрирована только фотографиями хранящимися а Музее архитектуры им А.В. Щусева.

Примечания. 1. У истоков фотоискусства. Собрание дагератипов Государственного Исторического музея. Каталог. «арт-Родник», М. 1999.
2. Перфильева Л.В. Тезисы доклада на конференции в Ясной поляне. Издание Музея в Ясной Поляне .Б.Г.
3. Новые открытия. Рогозина М.Г. Сергеев С.В. Альбом Древностей новгородских. Издательство «Наука» М. 2000.
4. Выставка «2000-летию Христианства посвящается». Выставка проходила в январе 2001 года в Москве в выставочном зале Малый Манеж. На ней были представлены работы М. Настюкова 1868 года. К сожалению, выставка не имела каталога, а только пресс-досье. На картонных форматных бланках имеется типографский фирменный знак «Придворная фотография М. Настюков Москва».
5. Второй международный месяц фотографии в Москве. Фотобиеннале-98. Издание Московского дома фотографии. М. 1998.
6. Рогозина. М. Г. Коллекция фотографий И.Ф. Барщевского. «Памятники Отечества» Альманах. М. 1983. №2 (8).
7. Славина А.В., Суслова А. В. Архитектор В. Суслов. Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1978.
8. Вид упраздненного Московского Крутицкого подворья епископов Сарских и Подонских" Москва. 1900г.
9. С. Морозов. Фотограф-художник Максим Дмитриев. Искусство. М. 1960.
10. Православные монастыри Российской империи. Полный список... Составил Л.И. Денисов. М. Издание А. Д. Ступина. 1908.
11. Сведения о монахе-фотографе Тимоне мною получены от историка фотографии А. П. Попова и от сотрудника Музея истории религии Т.М. Гельфман.


Список иллюстраций.

1. П. Щербаков и К. Низовский. Церковь Успения на Волотовом поле. Фото 1862 г. Лист из «Альбома видов и древностей новгородских, снятых фотографами генерального штаба в 1862 году».


2. П. Щербаков и К. Низовский. Собор Св. Софии. Роспись в куполе. Пропись. Фото 1862 г. Альбом видов и древностей новгородских, снятых фотографами генерального штаба в 1862 году


3. Д.Г. Биркин. Киев. Собор Св. Софии. Фото 1872 г.


4. Д.Г. Биркин. Киев. Михайловский Златоверхий монастырь. Интерьер. Рака Св. Варвары. Фото 1872 г.


5. М. Настюков. Киев. Киево-Печерская лавра. Фото 1860-х гг.


6. М. Настюков. Нижний Новгород. Кремлевские соборы. 1868 г.


7. А. Шмитт. Кострома. Ворота церкви Воскресенья на Дебре. Фото 1880-1890-х гг.


8. Фотографическая фирма "Шерер, Набгольц и Ко". Москва. Храм Христа Спасителя. Рельеф на фасаде. Фото 1883 г.


9. А. Рыльский. Торжественный молебен в честь окончания Кавказской войны в октябре 1864 года на площади перед Воскресенским собором в Екатеринодаре. Копия 1908 г. с фото 1864 г.


10. Неизвестный фотограф. Москва. Выход Коронационной процессии из келий Чудова монастыря. Фото 1896 г.


11. И.Ф. Барщевский. Ярославль. Успенский собор. Общий вид Фото 188 г.


12. И.Ф. Барщевский. Ярославль. Успенский собор. Интерьер Фото 188 г.


13. М.П. Волков. Москва. Крутицкое подворье. Успенский собор. Интерьер. Фото 1900г.


14. М.П. Дмитриев. Нижний Новгород. Набережная. Фото 1890-х гг.


15. Фотография Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Фото 1899 г.




на главную
Hosted by uCoz