«Государева дорога» в фотографиях ХIХ-нач. ХХ вв.


Рогозина М.Г. зав. сектором каталога отдела фототеки ГНИМА им. А.В. Щусева.

Коллекция фотографий и негативов музея архитектуры насчитывает более миллиона изображений. В ней присутствуют снимки архитектурных построек со всего, но, конечно, наибольшее число относится к фотоснимкам отечественной архитектуры. Дорога Петербург-Москва не отражена как отдельный объект съемки, но возможно собрать ее изображения по отдельным объектам.
Началом собственно дороги можно считать заставу. На Московской заставе в Петербурге были сооружены в 1834-38 годах Московские триумфальные ворота (арх. В.П. Стасов. Ск. Б.И. Орловский). В музее имеется несколько их изображений, но наиболее интересным, нам представляется снимок сделанный в начале 1920-х годов. На нем виден весь ансамбль — Триумфальные ворота и две кордегардии, расположенные по бокам от ворот, несколько сзади. Кордегардии были снесены в середине 1920-х годов, что дало возможность датировать данный снимок.
Второй фотографией с изображением Петербурга мы считаем возможным дать вид Московского вокзала Николаевской железной дороги (арх. К.А. Тон, 1851 г.). Снимок был сделан фотографом среди других изображений Петербурга по заказу Императорского Московского археологического общества\1. Позднее это крупнейшее московское собрание архитектурных видов вошло в фотофонд Музея Архитектуры. Датировать данный снимок возможно 1909 и 1914 годами т.к. на нем виден памятник Императору Александру Ш, сооруженный в 1909 году, а во время 1 Мировой войны съемка мирных объектов практически не велась. К сожалению, автор данного кадра, как и предыдущего, нам неизвестен.
Особо хочется отметить снимки города Новгорода, одного из двух губернских городов, расположенных на трассе «Государевой дороги». В 1862 году в связи с постановкой памятника Тысячелетия России в Новгороде проводилась фотосъемка видов города и окрестностей. Эта была едва ли не первая систематическая съемка памятников русской старины, дошедшая до наших дней.\2 Инициатором этой работы был военный инженер генерал М.П. Руднева. Он задумал создать альбом с видами города и преподнести его Императору Александру П во время торжественного открытия памятника Тысячелетия России. Для этого в Новгород из Топографического депо Генерального штаба были присланы фотографы Павел Щербаков и Павел Низовский, печатник и ретушер. Работая целое лето 1862 года, они создали «Альбом замечательных видов и древностей новгородских снят и составлен фотографическим отделением Генерального штаба 1862 года», который имел 34 фотоснимка и одну литографию. Листы были вложены в шикарный футляр, сделанный из дерева в виде книги, обтянутый красным сафьяном, с надписью золотым теснением. Крышка закрывалась затейливыми металлическими застежками, внутри футляр обтянут шелком-муаром. Такое шикарное оформление говорит, что к фотографии в эти времена относились как к раритету. К сожалению, альбомов было сделано крайне мало, возможно только три экземпляра, и эта интересная серия снимков была забыта более чем на сто лет, как исследователями архитектуры, так и историками фотографии. В музеи хранится экземпляр, купленный в антикварном магазины, сохранился ли до наших дней еще хоть один не известно. Открывают серию панорамные снимки обоих сторон реки Волхов, на которых виден почти весь город. На панораме с видом Торговой стороны прекрасно виден мост через Волхов, который был непосредственной частью «Государевой дороги». Этот мост был построен по проекту инженера К.Я. Рейхеля 1824-1831 годах\3.Он был деревянный на каменных быках. В Альбом кроме снимков новгородских древностей, авторы ввели изображение одного современное им сооружение в окрестностях Новгорода. Это был «Бронницкий мост на реке Мсте в 25 верстах от Новгорода, по шоссе», как написано в подписи под фотографией. Мост был действительно одним из интереснейших и известнейших инженерных сооружений своего времени. Строился он так же по проекту инженера К.Я. Рейхеля, в 1837-1842 годах\4. Мост развивал конструктивные находки моста через Волхов. Его арки, оперившиеся также на каменные быки, были расположены по бокам дорожного покрытия. Весь мост был перекрыт кровлей, державшейся на ферменной конструкции. До наших дней ни один из мостов, снятых в 1862 году не дошел. Нам не известна судьба Бронницкого моста. Изменения, происходившие с мостом в Новгороде, можно проследить на более поздних снимках. На панораме города, сделанной неизвестным фотографом в начале ХХ века, виден уже металлический мост. Следующий кадр показывает город и его сооружения после Великой Отечественной войны. На панораме, сфотографированной Хлебниковым в 1947 году мы видим взорванный мост, который так и не был восстановлен. К послевоенному времени относится и съемка путевого дворце в Новгороде (фотограф Д.А. Егоров). В 1948 году центральный корпус дворца находился еще в руинах, но флигеля уже была отремонтированы.
Следующая серия снимков относится к Тверской губернии. Сделаны они знаменитым фотографом, первым мастером архитектурной фотографии Иваном Федоровичем Барщевским, работавшим в этом фотожанре с 1881 года. Он первым разработал основные принципы съемки архитектурных объектов, когда снимается один или несколько общих видов постройки, потом детали фасадов, интерьер, а далее произведения искусства, находящиеся в нем. Чаще всего И.Ф. Барщевский работал по заданию Императорской Академии Художеств или Императорского Московского археологического общества под руководством ведущих специалистов своего времени академиков архитектуры В.В. Суслова, А.М. Павлинова, Н.В. Султанова. Последняя крупная серия работ, сделанная фотографом перед закрытием коллекции в 1895-1896 гг. была съемка в Твери, Торжке, Старице и их окрестностях. Эта единственная серия снимков, где наравне с памятниками древнерусской архитектуры, фотограф снимал и постройки ХУШ- нач. Х1Х веков. К сожалению, не удалось узнать заказчика этой серии: в его деле нет открытых листов с разрешением съемки в Тверской губернии\5. В Твери фотограф снимал панорамы берегов Волги, а также с Волги был сделан вид дворцового сада. В коллекции имеется и снимок фасада самого дворца, но данный негатив очень плохо сохранился. Были сделаны и снимки в интерьерах, но не самих залов, а только мебели и произведений декоративного искусства, находившихся в них. Особо надо отметить виды экстерьера и интерьера Спасо-Преображенского собора, несохранившгося до наших дней. В Торжке И.Ф. Барщевский снимал вид центра города, Борисоглебский монастырь и деревянную церковь. Коллекция негативов, сделанная И.Ф. Барщевским, была широко известна еще в Х1Х веке, сам автор передавал отпечатки со своих работ в различные библиотеки и архивы, а также торговал ими. По этому многие хранилища имеют фотографии Барщевского. Сами негативы, составляющие основу этой знаменитой коллекции, хранятся в Музее Архитектуры. Из снимков Тверских земель советского времени можно назвать работы, сделанные во время Великой Отечественной войны, и фотографа С.Г. Шиманского, работавшего для музея в 1940-1950-е годы. В Музее Архитектуры.
«Государева дорога» заканчивалась в Москве у Тверской заставы, но перед заставой стоял последний путевой дворец Петровский. Он был неоднократно снят московскими фотографами. Из них наибольший интерес представляет съемка фотографа И.Н. Александрова, работавшего на рубеже Х1Х-ХХ веков. По заказу Императорского Московского археологического общества он сделал снимки внешнего вида и парадных залов дворца.
Триумфальную арку, стоявшую на Тверской заставе, также снимали многие фотографы. Наиболее ранним является вид Триумфальной арки, сделанный в 1880-х годах и раскрашенный анилиновыми красками.
Также предлагаем один из первых снимков Петербургского вокзала, сделанного фотографами И.С. Гимером и В.Н. Милановым, создавшими в 1870-1880-х годах, прекрасную серию видов Москвы.

Примечания.
1. Императорское Московское археологическое общество существовало в Москве с 1862 по 1922 год. В 1923 году на его основе были созданы Центральные Государственные Реставрационные Мастерские, закрытые в 1934 году. Материалы по архитектуре, имевшиеся в их фондах стали основой коллекции Музея Архитектуры Всесоюзной Академии Архитектуры, сейчас называющемся ГНИМА им. Щусева 2. РВИА. 3. Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов. Л-д. Стройиздат. Л-ое отделение. 1982. Стр. 16-17, 18. 4. Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов. Л-д. Стройиздат. Л-ое отделение. 1982. Стр. 17, 19, 20. 5. Датировка дана на основании материалов РНБ им. Салтыкова-Щедрина в С-Петербурге.

Библиография.
Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов. Л-д. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1982. Стр. 17, 19, 20.
Рогозина М.Г. Москва в Фотографиях И.Ф. Барщевского. Архитектура и строительство Москвы 1989.г. №5
Рогозина М.Г. Коллекция фотографий И.Ф. Барщевского. Альманах «Памяткики Отечества». 1983 №2. (8).
Рогозина М.Г. Царские и императорские дворцы в фотографиях конца Х1Х-нач. ХХ в. в коллекции ГНИМА им. Щусева. В сборнике «Царские и императорские дворцы. Старая Москва». Издательство объединения «Мосгорархив» М. 1997.
Рогозина М.Г. Cергеев С.В. «Виды новгородских древностей». Советское фото 1989 г.№3 Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Энциклопедический справочник. Научное издательство Большая Российская энциклопедия. 1992.


Список иллюстраций.

1. Петербург. Знаменская пл. и Московский вокзал. Неизвестный фотограф. Фото между 1909 и 1914 гг.


2. Петербург. Московские ворота. Неизвестный фотограф. Фото нач. 1920-х гг.

3. Новгород. Часть панорамы с мостом. Новгородский альбом. Фото 1862 г.

4. Бронницкий мост по шоссе через реку Мсту. Новгородский альбом. Фото 1862 г.

5. Новгород. Мост, взорванный во время Великой отечественной войны. Фотограф А.В. Хлебников. Фото 1947 г.

6. Тверь. Спасский собор и путевой дворец. Фотограф И.Ф. Барщевский. Фото 1895-1896 гг.

7. Тверская обл. Торжок. Борисоглебский монастырь. Фотограф И.Ф. Барщевский. Фото 1895-1896 гг.

8. Москва. Петровский дворец. Фотограф И. Н. Александров. Фото 1890-х гг.

9. Москва. Триумфальная арка на Тверской заставе. Неизвестный фотограф. Цветное фото 1880-х гг.

10. Москва. Николаевский вокзал. Фотографы И.С. Гимер и В.Н. Миланов. Фото 1870-гг.


на главную

Hosted by uCoz